Предназначение статистики - фиксировать все самое важное и ценное, что происходит в социально-экономической жизни страны и регионов. Быстро меняющиеся реалии жизни современного российского общества заставляют статистику по-новому смотреть на систему оценки национального богатства и совершенствовать тематику статистических наблюдений.
Если раньше главным индикатором благополучия страны или региона были показатели ВВП И ВРП, то на фоне кризисов отношение к ним изменилось. Эксперты уверены: уровень экономического развития государства или субъекта региона требует комплексного измерения благосостояния общества, включая оценку качества жизни, счастья и т.д. Этим целям служит система 10 разноплановых социально-демографических наблюдений с различной периодичностью, реализуемая Росстатом с 2011 г.
Июль 2017 года - время проведения Федерального выборочного наблюдения качества и доступности услуг в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости населения. Это обследование для владимирцев не ново. На аналогичные вопросы жители области уже отвечали в 2013 г. и 2015 г.
На этот раз на всей территории Российской Федерации наблюдение будет организовано с 15 по 29 июля в 48 тысячях домашних хозяйств, в 33 регионе - в 550 домашних хозяйствах, расположенных в городской местности (г. Владимир – все три района, г. Муром, г. Ковров, г. Вязники, г. Гусь-Хрустальный, г. Юрьев-Польский, г. Меленки, г. Лакинск) и в сельской местности (пос. Головино Судогодского района, с. Торчино Суздальского района, с. Федоровское Юрьев-Польского района и дер. Орлово Муромского района). Респондентами этого обследования станут домашние хозяйства, которые уже сотрудничают с Владимирстатом, участвуя в регулярном выборочном наблюдении бюджетов домашних хозяйств.
О цели проведения Выборочного наблюдения качества и доступности услуг в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости населения можно судить уже по названию. Это получение информации, отражающей фактические потребности населения в получении образовательных и медицинских услуг, социальном обслуживании, услуг в области содействия занятости населения. Особую значимость имеют собранные сведения об удовлетворенности населением объемом и качеством полученных услуг, а также их влияние на уровень благосостояния семей.
Предлагаем посмотреть, как оценивали владимирцы свой уровень обеспеченности социальными благами при предыдущем аналогичном наблюдении (за период июль 2014 г. - июнь 2015 г.).
Начнем с самого главного для многих – вопроса трудоустройства.
Из искавших работу или подработку в возрасте 16 лет и старше:
- обращались к знакомым и родственникам – 63%. По России средний показатель 68%;
- через просмотр объявлений сети в Интернет – 36% (по России - 40%);
- обращались в государственную службу занятости – 12% (13%).
Владимирцы, не пожелавшие обратиться в государственную службу занятости, это свое решение объясняли следующими причинами:
- можно найти работу без посредников – 39% (по России - 34%);
- не нуждались в услугах по содействию занятости – 38% (21%);
- считали, что центр занятости не может помочь – 36% (37%);
- центр занятости расположен далеко от дома, большие очереди, неудобный график работы – 9% (12%).
Любопытная картина получается из ответов на актуальный вопрос по обучению детей в общеобразовательных школах.
Из числа опрошенных работой общеобразовательной организации, в которой учатся дети:
- полностью удовлетворено - 23% (по России – 28%);
- скорее удовлетворено – 65% (58%);
- скорее не удовлетворено – 12% (12%);
- совсем не удовлетворено – менее одного процента (2%).
Работой поликлиники, к которой прикреплены, из числа опрошенных удовлетворены:
- в полной мере – 31% (по России – 35%);
- не в полной мере – 47% (45%);
- совсем не удовлетворены – 14% (14%);
- не посещают – 8% (6%).
Дальнейший анализ причин неудовлетворенности работой поликлиники показал, что больше всего владимирцев, впрочем, как и всех россиян, не устраивает:
- длительность ожидания в очередях – 82% (по России - 78%);
- работа врачей-специалистов – 52% (58%);
- отсутствие оборудования и/или лекарственных препаратов – 49% (50%);
- условия для ожидания приема врачей – 46% (36%);
- состояние и внешний вид медицинской организации, внутренних помещений и кабинетов – 43% (30%);
- работа участкового врача – 30% (31%);
- неудобное время работы специалистов – 24% (33%);
- работа среднего медперсонала – 16% (16%).
Злободневная тема доступности платных услуг получила у опрошенных следующую оценку:
- доступными для своего домохозяйства платные услуги считают 20% (по России - 24%);
- доступными при существенном ограничении других расходов – 70% (55%);
- недоступными из-за отсутствия средств – 10% (18%).
Это только небольшая часть итогов наблюдения. Желающих посмотреть на положение дел в социальной сфере Владимирской области, других регионов и страны в целом приглашаем на сайт Росстата.
В дальнейшем, в соответствии с заданием Правительства, доступность и качество сферы услуг будут по-прежнему обследоваться каждые два года, вплоть до 2025 г. Это даст возможность увидеть, что происходит с уровнем нашей жизни, какие проблемы удается решить, а какие выходят на первый план.
Показать достоверную картину жизни общества - главная задача статистиков. Но она выполнима только при содействии населения. При обращении интервьюера Владимирстата не спешите отказываться, уделите время для опроса - вы поможете собрать необходимую информацию, которую невозможно получить из других источников.