Опубликовано: 08.06.2018 г.

ОМВД России по Меленковскому району информирует, что федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее - Закон «О полиции») является основным действующим нормативным источником, закрепляющим полномочия сотрудников полиции по применению специальных средств для пресечения преступлений.

 

Следует помнить, что применение оружия несмертельного действия, которое входит в состав специальных средств, состоящих на вооружении органов внутренних дел, несмотря на его наименование, не исключает возможность летального эффекта. Задачей его является сокращение вероятности смертельных исходов, но не полное их исключение; при любом организованном применении силы, особенно предпринятом в разных условиях окружения и обстоятельствах, против людей с разным состоянием здоровья и физической силы обязательно существует хотя бы минимальная опасность летального исхода. Применение специальных средств помимо смертельного исхода может причинить различной тяжести вред здоровью.

Нормы, устанавливающие порядок применения специальных средств, закреплены в ст. 19 Закон «О полиции».

Анализ случаев применения специальных средств, закрепленных в Законе «О полиции», показывает, что специальные средства в случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 21 и ч. 2 ст. 23 , применяются, прежде всего, в качестве ответных действий сотрудника полиции к лицу, совершающему или совершившему преступление, а в случаях, перечисленных ч. 1 ст. 23 Закона «О полиции», в связи с совершением особо опасного преступления.

При этом необходимо учитывать, что действия сотрудника полиции по причинению вреда, подпадающие под признаки преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, при защите от общественно опасного посягательства регламентируются ст. 37-39 УК РФ: «Необходимая оборона», «Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление», «Крайняя необходимость».

В то же время нормы, устанавливающие порядок применения специальных средств и огнестрельного оружия, не должны дискриминировать сотрудников полиции, действующих в состоянии необходимой обороны и при других обстоятельствах, исключающих преступность деяния, устанавливая для них дополнительные условия правомерности.

Приоритет при оценке правомерности вреда, причиненного в результате контркриминального применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в установленных Законом «О полиции» случаях, должен оставаться за нормами уголовного законодательства об обстоятельствах, исключающих преступность деяния.