Опубликовано: 05.05.2017 г.

В преддверии 72-летнего юбилея победы в Великой Отечественной Войне предлагаю нам всем вспомнить своих дедов, бабушек, близких, и не очень, родственников, которые дали нам наше мирное небо над головой. В России, да и в мире, наверно нет ни одной семьи, которую бы не коснулась беда войны и не унесла, и не искалечила судьбы и жизни. Живых осталось очень мало ветеранов и участников ВОВ, тружеников тыла, а наши дети будут только по историческим книгам знакомиться с подвигом этих людей.

В моей семье в войне участвовали три прадеда. Дедушкиного папу комиссовали с фронта из-за ранения. Второй прадед, со слов папы, был десантником на войне. А судьба третьего до недавнего времени оставалась загадкой, так как его с 1933 года никто не видел.

Это родной брат моей прабабушки Гречин Михаил Михайлович. Он считался без вести пропавшим со времен войны. Но в 2015 году знакомый нашей семьи увидел ролик в новостях о том, что владимирские поисковики разыскивают родственников погибшего на Курской дуге солдата, который родом из Синжан.

Узнав, бабушка позвонила по указанному телефону и сказала, что возможно это ее дядя. Они сделали запрос в областной архив. В метрической книге Синжанской церкви за 1915 год нашлась запись о крещении Михаила Гречина, а также имена его родителей, что и позволило уточнить родственные связи.

Мы знали о нем лишь по рассказам прабабушек, у которых о брате остались смутные детские воспоминания - судьба разлучила их в 1928 году. Тогда в родах умерла мать, вслед за ней ‑ отец. Трое детей остались сиротами. Старшего, Михаила, взяли на воспитание родственники. А сестренок, младшей из которых было всего 2,5 года, отдали в Меленковский детдом. Они запомнили, что брат их навещал, а потом рассказывали об этом и нам. Вот и все. Даже фотокарточки не сохранилось.

Опознали его по книжке красноармейца, которая чудом сохранилась в нагрудном кармане. Погиб Михаил Михайлович в июле 1943 года на Курской дуге, в траншее у Понырей, где немецкие танки прорвали оборону Центрального фронта. Ему пуля пробила каску. Он упал на спину и был засыпан землей при прохождении танков. И так пролежал до 4 мая 2015 года.

Поле битвы многие десятки лет возделывалось, давало хлеб. Его обрабатывают и сейчас, и поисковикам разрешают работать на нем только ранней весной и поздней осенью. И вот во время весенней Вахты Памяти Михаила Михайловича Гречина нашел отряд «Ратное поле» из Москвы. Гимнастерка его истлела, как и плоть. Остались лишь скелет и красноармейская книжка. Для ее прочтения потребовалась экспертиза. Но уже в июне имя бойца удалось установить.

3 декабря, в День неизвестного солдата, на федеральном мемориальном кладбище в Мытищах прошла церемония передачи останков Михаила Михайловича бабушкам, которые приехали вместе с владимирскими поисковиками, чтобы забрать его домой.

4 декабря прадеда похоронили в Меленках. В последний путь его провожал, казалось, весь город. Гроб из церкви, где прошло отпевание, на руках принесли на площадь Победы, где меленковцы организовали душевный митинг. Похоронили прадеда на меленковском историческом кладбище между могилами сестер.

Каждый год 9 мая всей нашей семьей мы вспоминаем наших героев и говорим огромное спасибо за нашу жизнь без этого ужаса.

Я ПОМНЮ! Я ГОРЖУСЬ!

Специалист по связям с общественностью
направления по связям со СМИ
ОМВД России по Меленковскому району
Степанова И.Э.

Подробный материал о почетном захоронении Гречина Михаила Михайловича можно посмотреть также здесь.