За прошедшую неделю сотрудниками ОМВД России по Меленковскому району зарегистрировано 3 преступления, совершенные в отношении местных жителей с использованием IT-технологий. Потерпевшие от противоправной деятельности аферистов лишились в общей сложности более 2,5 миллионов рублей.
Сотрудники полиции предупреждают! Телефонные аферисты все чаще стали пользоваться сравнительно новым инструментом для обмана: они представляются сотрудниками портала «Госуслуги» или Социального фонда.
- Мошенники предлагали «заработать на инвестициях;
- Мошенники звонили под видом «сотрудников службы безопасности банка»
- Мошенники представлялись сотрудниками портала государственных услуг.
Как это происходит?
Мошенники действуют по следующей схеме: первый звонок - от имени оператора сотовой связи, второй - специалиста портала «Госуслуг», далее, в том числе, звонок может поступить и от «сотрудника банка».
«Оператор сотовой связи» предлагает продлить договор на обслуживание абонентского номера, затем высылает на номер смс-код, назвав который, потерпевший попадает «на крючок». Используя названный код, мошенники взламывают личный кабинет жертвы на портале «Госуслуг». Далее потерпевшему звонит якобы сотрудник данного портала и сообщает о том, что некие злоумышленники пытаются завладеть его деньгами. Поэтому необходимо срочно снять все имеющиеся на счетах деньги и перевести их на «специальный защищенный счет», открытый в Банке России.
Запомните! Попытка проследовать по данной схеме приводит к потере денежных средств. Не берите трубку. Прекращайте все сомнительные разговоры. Не позволяйте себя обманывать! Реальные сотрудники «Госуслуг» никогда не запросят конфиденциальную информацию.
Сотрудниками Управления по борьбе с киберпреступлениями МВД России во взаимодействии с порталом «Госуслуги» подготовлена профилактическая информация о том, как действовать в случае, если ваш аккаунт на «Госуслугах» взломали:
1. Восстановите доступ к учетной записи: онлайн на «Госуслугах» (если есть доступ к телефону и почте из личного кабинета), через банк или в МФЦ. Проверьте, ваши ли номер телефона и почта указаны в личном кабинете.
2. Защитите аккаунт: используйте вход с подтверждением (смс-уведомления уже включены с прошлого года, также лучше задать контрольный вопрос)
3. Определите, где использовалась учетная запись:
- для этого перейдите в личный кабинет → далее «Безопасность» → «Действия в системе». Проверьте, не было ли подозрительных действий в учетной записи. Если были, и учетная запись использовалась на «Госуслугах», обратитесь в службу поддержки. Если на стороннем ресурсе - в службу поддержки данного ресурса;
- выйдите из приложений, в которые вы не заходили: «Личный кабинет» → «Безопасность» → «Мобильные приложения»;
- отзовите разрешения, которые вы не выдавали: «Личный кабинет» → «Согласия и доверенности» → «Разрешения»;
- проверьте поданные заявления. Это поможет выявить, какие действия хотели совершить мошенники от вашего имени.
- при необходимости - обратитесь в правоохранительные органы.
Помните, что у аферистов тысяча лиц и всегда одна цель - выманить ваши деньги. Обещают быстрый заработок? Не верьте, заработают на вас. Предлагают перевести деньги на «безопасный счет»? Эти счета небезопасны, вы переведете деньги мошенникам. Пора спасать родственников - виновников ДТП? Не спешите, просто позвоните близким людям и убедитесь, что с ними все в порядке.
Кем только не представляются мошенники, чтобы ввести граждан в заблуждение. И сотрудниками банков, и офицерами спецслужб, и представителями сотовых компаний - лишь бы войти в доверие и выманить деньги. А еще хуже - склонить к совершению преступления. Сотрудники полиции призывают жителей региона к бдительности:
- соблюдайте цифровую гигиену в Интернете, особенно при совершении онлайн-покупок и передаче личной информации;
- не верьте неизвестным, звонящим по телефону и в мессенджерах;
- не разглашайте данные банковских карт, пароли, номера телефонов и иные конфиденциальные сведения незнакомым людям;
- не переводите деньги на сомнительные счета, даже если вас уверяют, что они безопасные.