В настоящее время повсеместно происходит развитие телекоммуникационных сетей, компьютерных технологий, высокотехнологичных систем по работе с информацией; в цифровое пространство переносится значительная часть общественных отношений. Естественный ход научно-технического прогресса сопровождается повышением доступности его достижений для широких масс, ввиду чего современные информационные технологии начинают активно использоваться различными социальными категориями для достижения всевозможных целей. В этой связи неизбежным становится рост преступности, основанной на использовании возможностей цифровых технологий.
Одной из наиболее актуальных проблем в данной сфере можно считать распространение преступлений против собственности, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (ИТТ), поскольку во многих случаях такие деяния отличаются сложностью квалификации, расследования и профилактики. На сегодняшний день для обозначения рассматриваемых преступлений в практике и научном сообществе укрепился термин «дистанционные хищения», которым в зависимости от обстоятельств дела именуются отдельные составы мошенничества и кражи.
Можно констатировать, что мошенничество, совершенное с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, имеет ряд особенностей. Его главным отличием является осуществление преступной деятельности в условиях, исключающих непосредственный личный контакт злоумышленника и жертвы. В ходе совершения преступления используются средства связи, сеть «Интернет», посредством которых жертва переводит денежные средства на счет преступника.
Мошенники распространяют вредоносные программы в основном через соцсети и телеграм-каналы, призывая пользователей пройти по ссылке и скачать файл приложения. В зависимости от настроек приватности пользователя, вредоносный файл прикладывают вместе с сообщением. В нем говорится, что найден способ обойти удаление приложения из магазинов, или предлагается скачать рабочую версию клиента.
Чтобы запутать пользователей, мошенники пишут сообщения якобы от официальных каналов банков, меняя имя профиля и аватарку. В некоторых случаях злоумышленники рассылают потенциальным жертвам смс «от лица банка» с призывом срочно обновить приложение.
Если человек загрузит поддельное приложение и введет свои данные, аферисты могут получить доступ к его настоящему мобильному или онлайн-банку. А еще приложение может оказаться вирусом, с помощью которого преступники взломают и другие мобильные банки пользователя.
Как не дать себя обмануть:
- не скачивайте программы с неизвестных сайтов, из неофициальных магазинов приложений или переходя по ссылкам, которые вам прислали с незнакомых аккаунтов. Получить информацию о статусе приложений можно на официальном сайте банка. Ссылки на них доступны на сайте Центробанка;
- если вам пришло сообщение от банка в соцсетях с призывом перейти по ссылке, не спешите. Сначала проверьте, есть ли рядом с именем профиля галочка — это значок верификации. Если его нет, вам пишут злоумышленники;
- стоит запомнить: приложений для банков под блокирующими санкциями вообще нет в App Store, из Google Play и AppGallery их также удаляют;
- если вы купили телефон с рук, не используйте установленные на нем приложения — они могут быть поддельными. Этот совет особенно актуален теперь, так как на различных маркетплейсах людям предлагают купить устройства с установленными приложениями банков, удаленными из App Store или Google Play.
Обеспечение безопасности пожилых граждан – одна из главных задач, стоящих перед государственными органами. Люди старшего поколения в силу своего возраста и состояния здоровья могут стать более доступным объектом совершения преступлений. Поэтому безопасности пожилых людей уделяется особое внимание. Наиболее распространенными преступлениями в отношении пожилых граждан являются имущественные преступления, в том числе «дистанционные хищения».
Сотрудники полиции постоянно напоминают путем распространения памяток и выступления в СМИ о том, что ни коем случае нельзя подходить к банкомату и вообще выполнять какие-либо манипуляции с использованием информации о своих картах и счетах под диктовку неизвестных лиц по телефону. Кроме этого, потребителей обманывают при сделках купли-продажи, которые заключаются через интернет. Злоумышленники выставляют объявления, потерпевшие перечисляют оплату или аванс за товар, объявления тут же исчезают, а телефоны «липовых» продавцов оказываются недоступны. Либо обратная история: потерпевшие размещают объявления, а им звонят мошенники, якобы для того, чтобы перевести аванс.
Специалист по связям с общественностью
ОМВД России по Меленковскому району
А.А. Платонова