Опубликовано: 01.03.2023 г.

Ежегодно 1 марта, в соответствии с приказом МВД России от 24 ноября 2008 года № 1010, отмечается профессиональный праздник сотрудников всех экспертно-криминалистических подразделений Министерства внутренних дел России — День экспертно-криминалистической службы системы МВД РФ.

Датой образования экспертно-криминалистической службы считается 1-е марта 1919-го года, хотя похожие службы при полицейских управлениях России создавались и ранее. Но существовало каждое из них недолго. Самым первым из них является Медицинский Совет, который появился ещё в 1803-м году при полицейском управлении России. Однако спустя всего несколько лет Совет был распущен.

Также известно, что в 1912-м году в некоторых крупных городах, в частности Москве и Киеве, работали экспертно-криминалистические кабинеты. Но эти учреждения были закрыты из-за возмущения народа. Простые русские люди не могли смириться с тем, что тела покойных попадают на вскрытие к экспертам-криминалистам, считая эту процедуру неприемлемой для православного народа. В результате массовых возмущений кабинеты экспертно-криминалистической службы были закрыты.

В 1919-м году, после прихода к власти большевиков, религиозные верования уже не принимались в расчёт, и кабинет судебной экспертизы был создан при Центррозыске РСФСР. По началу служба судебной экспертизы не имела постоянного штата, для проведения исследований приглашали специалистов – врачей, учёных, коллекционеров и т.д. Но с каждым годом стали расширяться области криминалистической экспертизы, поэтому в экспертно-криминалистическую службу стали набирать сотрудников. В связи с этим при управлениях НКВД стали открываться курсы судебной экспертизы, на которых готовились будущие эксперты-криминалисты.

До 1964-го года служба экспертов-криминалистов находилась в подчинении уголовного розыска, а затем перешла под патронаж Министерства внутренних дел, а в настоящее время входит в состав полиции. С 2003 года экспертно-криминалистические центры организованы и действуют при МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО, и все они подчинены Экспертно-криминалистическому центру МВД России — головному экспертному подразделению системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Сегодня экспертно-криминалистическая служба МВД России является самой многочисленной и разветвленной. Эксперты МВД России ежегодно осуществляют производство почти 2 миллионов экспертиз и исследований, сопровождают около 2,5 миллиона оперативно-розыскных мероприятий, участвуют в процессуальных действиях, осуществляют государственную геномную регистрацию и проверку по экспертно-криминалистическим учетам: дактилоскопическим, баллистическим, учетам поддельных денежных знаков и документов и прочим. В ряде случаев информация, предоставленная ими, является едва ли не единственным доказательством по уголовному делу. Как минимум каждое третье преступление раскрывается при непосредственном участии экспертов полиции. Результаты экспертных исследований служат надежной основой доказательственной базы в рамках уголовного и административного процесса, становятся гарантией соблюдения прав и законных интересов граждан, а также неотвратимости наказания за совершение противоправных деяний.

В ОМВД России по Меленковскому району работают два эксперта-криминалиста – майор полиции Дмитрий Арефьев и старший лейтенант полиции Николай Козлов.

В 2014г. Николай Козлов окончил Ивановский химико-технологический университет по специальности инженер, а в 2018г. - Владимирский государственный университет по специальности юрист. Службу в органах внутренних дел начал в 2016г. с должности патрульного полицейского. С 2017г. – эксперт Экспертно-криминалистической группы ОМВД России по Меленковскому району.

Главным в своей деятельности Николай считает работу на месте происшествия:

- Приехав на место преступления, в первую очередь нужно поставить себя на место преступника и постараться продумать весь план его действий для того, чтобы собрать как можно больше доказательств, следов преступления.

На вопрос, что самое сложное в работе, Николай тут же ответил, что больших трудностей не испытывает. Наоборот, считает работу эксперта-криминалиста очень увлекательной и интересной.

- Даже приехав на свое первое место происшествия и увидев обгоревшее тело после пожара, у меня не возникло ни жуткого страха, ни отвращения. Моя работа по уголовному делу начинается с осмотра места происшествия и заканчивается проведением ряда различных экспертиз. В итоге, когда ты понимаешь, что помог в раскрытии преступления, получаешь огромное моральное удовлетворение от завершения дела. Однако небольшая сложность в работе все-таки есть. Бывают случаи, когда обстановка после преступления изменена. Свидетели или очевидцы сами затаптывают следы преступников, либо пытаются навести порядок на месте происшествия. После этого намного сложнее обнаружить хоть какие-то следы. Для криминалиста очень важно, чтобы все оставалось в таком виде, в котором его оставил злоумышленник.

Главным рабочим инструментом для эксперта-криминалиста выступает специализированный чемоданчик. На просьбу рассказать о его содержимом, Николай ответил не сразу:

- Криминалист – человек хозяйственный, но при этом постоянно сталкивающийся на месте преступления с тем, что чего-нибудь, да не хватает. Если коротко, то в моем чемоданчике находится все, что влезло и может быть унесено на себе. В нем хранятся десятки предметов: линейки, рулетка, лупа, зеркало, фонарь, кисти и дактилоскопические порошки, наборы для изъятия следов, например биологических (крови, слюны, волос и т.д.) и многое другое.

- Были ли случаи в Вашей практике, когда злодеи не оставляли никаких следов не месте преступления?

- Идеального преступления не бывает. Преступника всегда что-то выдает. В моей практике был случай, когда, приехав на место, где была совершена кража, мы обнаружили пропуск на предприятие, где работал злоумышленник. Нам удалось установить личность подозреваемого почти сразу же. Иногда следы можно найти в самых необычных местах. Здесь важна внимательность и интуиция. Проще, конечно, работать «по горячим следам», но бывает, что о происшествии становится известно через несколько дней, недель, а то и месяцев. В любом случае мы должны принимать все меры, чтобы установить истину.

Специалист по связям с общественностью
ОМВД России по Меленковскому району
Ю.С. Тимченко