Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Опубликовано: 27.04.2020 г.

Наша речь осуществляется благодаря чёткой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью является дыхание. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание—основа для нормального звукопроизношения и речи в целом. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, и т. д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушения плавности речи.

У 80% детей дошкольного возраста с нарушениями речи речевое дыхание не сформировано. Поэтому в логопедической работе ему отводится много времени. Учителя-логопеды придумывают и делают своими руками интересные пособия, чтобы детям было интересно заниматься, при этом педагоги добиваются от детей правильного распределения дыхания во время речи.
В марте 2020 г. управлением образования объявлен и проведен районный конкурс учителей — логопедов дошкольных образовательных учреждений. В нем приняли участие 9 педагогов. Целью Конкурса было создание оптимальных условий для речевого развития детей, активизация творческой активности учителей-логопедов, распространение и внедрение инновационного педагогического опыта в практику. Все конкурсные работы соответствуют критериям: качественно выполнены, эстетично оформлены, оригиальные, соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Это «Парк воздушных аттракционов» (МБДОУ № 24 с. Илькино Сергевнина Е.И.), «Путешествие по временам года» (МБДОУ № 11 г. Меленки Миронова Л.Н.), «Туча и солнышко», «Домик» и «Паровоз» (МБДОУ № 9 г. Меленки Колузанова Н.В.), «Прогулка по лабиринту» (МБДОУ № 9 г. Меленки Шкатула М.Ф.), «Ветровичок — речевичок» (МБДОУ № 8 г. Меленки Петрухина Е.В.), «Воздушный лабиринт» (МБДОУ № 10 г. Меленки Карпова М.Н.), «Зимний пейзаж» (МБДОУ № 4 г. Меленки Лосева Е.В.) и «Волшебная поляна» (МБДОУ № 7 г. Меленки Брагина Е.Н., Соколова Л.В.)
Логопеды исправляют речь у воспитанников детских садов. А тем родителям, чьи дети не посещают дошкольное учреждение и имеют задержку речевого развития советуем играть с ними в такие игры:
Ветерок. К нитке или шнурку привяжите несколько ленточек серпантина или елочного дождика. Предложите малышу подуть на них и устроить ветерок. Усложнить задание можно попросив подуть на ленты определенного цвета. Расстояние между лицом и лентами должно быть примерно 10-15 см.
Листопад. Вырежьте из бумаги или соберите на улице настоящие осенние листья. Вместе с ребенком вы можете устроить настоящий листопад, сдувая их со стола. В зимнее время года так же можно играть со снежинками из бумаги.
Лети, перышко! Пусть ребенок подбросит перышко вверх и дует на него снизу вверх, не давая ему упасть.
Карандаши-спортсмены. На столе начертите линии старта и финиша. На старт положите два карандаша разного цвета. По очереди дуйте вместе с малышом каждый на свой карандаш и устройте соревнование, кто из них «прибежит» к финишу первым.
Мореплаватели. Из бумаги или пробки сделайте кораблики и опустите их в таз с водой. На море сильный ветер – дуем на корабли, заставляя их двигаться.
Задуй свечи. Можно разыграть с ребенком ситуацию дня рождения. Подготовьте игрушечный сервиз, торт и настоящие свечи. Задувая свечи, можно загадать желание.
Вертушка. Для формирования правильного выдоха отлично подходит игрушка-вертушка. Дети обожают наблюдать за крутящимися лопастями и гордятся результатом своих стараний.
Свистульки со звуками различных животных и птиц также порадуют малыша и будут очень полезны для развития его речевого дыхания.
Еще одним простым способом тренировки дыхания являются мыльные пузыри.