Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Опубликовано: 28.03.2019 г.

Как и по всей стране, у учащихся школ Меленковского района продолжается 2018-2019 учебный год. Они постигают такие необходимые им знания и не задумываются, что их педагоги вместе с ними учатся, совершенствуя профессиональный уровень. Педагоги знают, что от их подготовленности, знаний, умений зависит качество знаний учеников, их будущее, будущее района, более того, и будущее страны.

Многие из педагогов считают, что не могут останавливаться на достигнутых результатах, что им нужно постоянно совершенствоваться и идти вперед. И в этом большим подспорьем для них служат районные семинары, где они знакомятся с передовым опытом коллег из других образовательных учреждений. В текущем году районный семинар для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе общеобразовательных учреждений был проведен в средней общеобразовательной школе №2. И на нем рассматривалась тема «Внешняя оценка качества образования как фактор профессионального развития педагога».
Средняя общеобразовательная школа №2 была открыта в 1954 году. В ней сейчас обучается 251 ученик 1-11 классов. С ними работает 15 педагогов, из них 8 педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 7 – первую. В этом коллективе два педагога удостоены звания «Заслуженный учитель Российской Федерации» и столько же награждены нагрудным знаком «Отличник народного просвещения». Перед педагогами стоят задачи: усовершенствовать содержание и технологии образования, структуры, формы и методы обучения, развивать профессиональную компетентность с учетом новых тенденций в образовании, формировать внеучебную разноуровневую образовательную среду, направленную на поддержку мотивированных, на обучение способных учеников.
В школе созданы все условия для успешного осуществления образовательной деятельности. Есть 13 просторных, светлых кабинетов, каждый из них оборудован проектором, персональным компьютером для учителя. В распоряжении учеников также имеется необходимое количество компьютеров, ноутбуков, нетбуков. В кабинете обслуживающегося труда находятся швейные машинки, плита электрическая, жарочный шкаф. В учебных мастерских установлены сверлильный, токарный станки. В спортзале имеется необходимый инвентарь, в этом году было дополнительно приобретено 15 пар лыж. Школьная библиотека располагает читальным залом на 12 мест, книжный фонд составляет 14280 экземпляров, 4278 – учебников. В школе есть и столовая, которую ежедневно посещают практически все учащиеся этого образовательного учреждения, ведь 87% учащихся охвачены горячим питанием.
Школа тесно взаимодействует с Муромцевским лесотехническим техникумом, Муромским промышленно-гуманитарным колледжем, детским автомобильным спортивно-техническим клубом «Мустанг», комитетом по проблемам семьи и молодежи администрации района. Это помогает в работе по профориентации с учащимися. Благодаря сотрудничеству с центром внешкольной работы и детской школой искусств учащиеся становятся разносторонне-развитыми людьми, увлекающимися искусством, народными промыслами.
А обучающиеся школы действительно замечательно танцуют, поют, читают стихи. В этом могли убедиться участники этого районного семинара. Для своих гостей ребята клуба «Лидер» при помощи заместителя директора по внеурочной работе Ю.Б. Мироновой подготовили творческую презентацию школы. Она позволила гостям отдохнуть, настроиться на рабочий лад. Ведь сразу после окончания информ – дайджеста, где, в том числе выступила директор школы Е.А. Маркова, им довелось углубиться в доклад «Внешняя оценка качества образования как фактор профессионального развития педагога» заместителя директора по учебно-воспитательной работе Е.Г. Нефедовой.
Елена Геннадьевна говорила, что в настоящее время в Российской Федерации сформирована единая система оценке качества образования, которая позволяет вести мониторинг знаний учащихся на разных ступенях обучения в школе, оперативно выявлять и решать проблемы в системе образования в разрезе предметов школ и регионов. Данная система дает возможность получать полное представление о качестве образования в стране, анализировать влияние различных факторов на результаты работы школ. Она позволяет школам вести самодиагностику и выявлять имеющиеся проблемы, а родителям получать информацию о качестве знаний своих детей. Система оценки качества школьного образования в России в настоящее время является многоуровневой, состоящая из нескольких процедур. Первая и важная процедура этой системы – единый государственный экзамен. Он является основной формой, которая вводится как итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования, а также формой вступительных испытаний для приема в вузы РФ.
Результаты ЕГЭ конкретно по этой школы таковы: наблюдается положительная динамика качества знаний ЕГЭ по русскому языку на протяжении трех лет, причем средний балл учащихся – свыше 70. Обучающиеся школы показывают лучший результат среди школ района. Наблюдается четкая тенденция положительной динамики роста среднего балла ЕГЭ по математике базового уровня. По математике профильного уровня по сравнению с прошлым годом фиксируется повышение, но с позапрошлым годом – небольшое снижение, тем не менее, этот балл выше районного показателя.
Анализ качеств обученности по предметам характеризуется как положительными, так и отрицательными изменениями. Средний балл за рассматриваемый период вырос по таким предметам, как история, обществознание, биология, информатика, физика. Снижение среднего балла наблюдается по химии.
Школа на протяжении двух лет занимает 2 место в регионе среди школ, в которых медалисты показали на итоговой государственной аттестации высокие результаты. В прошлом учебном году перечень образовательных учреждений, демонстрировавшие наиболее высокие результаты ЕГЭ по обществознанию, средняя школа №2 находится на 5 позиции, потому что одна из учениц школы набрала 99 баллов.
Следующая процедура единой системы оценки качества знаний – это государственная итоговая аттестация в 9 классах, ключевой формой которой является основной государственный экзамен - ОГЭ. ОГЭ как основная форма государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования введен в штатный режим в 2014 году. Анализ результата по русскому языку за последние три года показал, что средний балл составляет 4,2 балла, что выше районного и регионального показателей. Средний балл по математике по школе незначительно снизился, однако снова превышает районный и региональный показатели. Анализ качества обученности по предметам по выбору выявил изменения как в положительную, так и в отрицательную сторону. Повысился средний балл по таким предметам, как история, химия, а незначительно снизился по сравнению с прошлым годом по обществознанию, биологии, физики, информатики.
Другой важный элемент единой системы оценки качества образования – всероссийские проверочные работы. ВПР – это наиболее массовая оценочная процедура во Всероссийской системе оценки качества образования. Организация их предусматривает единого для всей страны расписание и проведение, использование заданий, разработанных на федеральном уровне в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, а также с использованием единых критериев оценивания. Задания разрабатываются лучшими специалистами с учетом Всероссийского и мирового опыта.
Мониторинг качественных показателей по итогам Всероссийских проверочных работ по русскому языку в 4 классе показал, что процент имеющих отметки «хорошо» и «отлично» уменьшился, следовательно и качество знаний - понизилось. Однако, успеваемость учащихся оказалась стопроцентной. Результаты исследования по математике также показывают стопроцентную успеваемость учащихся.
Результат мониторинга ВПР по русскому языку в пятом классе отражает высокое качество знаний учеников, которое составляет 63%. По результатам ВПР по математики – 15,8% пятиклассников показали базовый уровень достижений, выше базового – 79% учеников. По сравнению с прошлым годом, уменьшилось количество учеников, имеющих проблему с освоением программы по математике на 1,4%. Процент успеваемости качеств знаний по математике выше районного, регионального и российского показателей.
Все учащиеся справились с работами по истории, успеваемость составила 100%. Результаты мониторинга отражают высокие качества знаний по биологии -73%, что выше показателей района и региона. Также успешно справились с Всероссийскими проверочными работами учащиеся 6, 11 классов.
Елена Геннадьевна подчеркивала, что результат оценочных процедур используется администрацией школы для разработки программы повышения эффективности преподавания обучения, внесения изменений в основную образовательную программу, для определения узких мест деятельности педколлектива и разработки соответствующих рекомендаций для каждого педагога. Мало того, по результатам работ выявляются наименее подготовленные учащиеся с целью предоставления необходимой помощи, для оказания ресурсной, организационной, методической поддержки неэффективно работающим учителям и независимой оценки их деятельности.
А вот участие во Всероссийской олимпиаде школьников условно можно отнести к внешней оценке качества образования обучающихся школы. Но, несмотря на это, учащиеся школы на протяжении нескольких лет являются постоянными участниками муниципального тура Всероссийской олимпиады школьников. В течение последних трех лет школа занимает лидирующие позиции по количеству победителей и призеров, в этом году 35 призовых мест. Это говорит о том, что педагогами школы проведена огромная работа с учащимися по подготовке к предметным олимпиадам.
Особый интерес у учащихся вызывает участие в международных конкурсах, таких как «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Британский бульдог». Ежегодно в них все больше стремятся попробовать свои возможности школьники, и у них неплохо получается. Учащиеся показывают хорошие результаты на районном уровне, как, впрочем, и на Всероссийском, международном уровнях.
Оценку знаний учащихся школ дополняют исследования профессиональной компетентности учителей. Еще одним направлением работы по формированию единого образовательного пространства стало исследование учительского корпуса, которое дополняет исследование качества образования учащихся школ России. Рособрнадзором был реализован ряд проектов, направленных на разработку объективной модели оценки компетенций учителей. Педагоги школы также принимали участие в данном исследовании по следующим предметам: в 2016 году Е.С. Абросимова - по русскому языку и литературе, С.И. Котова – по математике; в 2018 году – Е.С. Абросимова по русскому языку, С.И. Котова – по математике, Ю.В. Усольцева – по математике, информатике.
Ключевым условием обеспечения современного качественного образования является качество кадрового ресурса. Качество обучения напрямую зависит от качества работы педагогов. Анализ результатов образовательной деятельности непосредственно определяется уровнем профессионализма педагога. Основным направлением работы в школе является развитие профессиональной компетентности педагога, который способен умело организовать деятельность учеников, передать обучающимся определенную сумму знаний к владению ими способностей к активному действию. Развитие профессиональной компетентности – это динамический процесс усвоения и модернизация профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных и профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагает непрерывное развитие и самосовершенствование. По мнению Елены Геннадьевны, в процесс самосовершенствования особая роль отводится инновационной деятельности педагогов, которая была представлена в практической части этого районного семинара. Гости увидели открытые уроки педагогов школы с использованием инновационных образовательных технологий при подготовке к современным оценочным процедурам качества образования – ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.
Учителя первой квалификационной категории А.Б. Базжина и И.Ю. Абрамова провели уроки в форме дидактической игры. Одна предложила ученикам второго класса отправиться в «Путешествие в страну «Математика», другая – с учениками четвертого класса побывала в «Путешествие по страницам устного журнала «Имя прилагательное».
Учитель высшей квалификационной категории Т.С. Романова на уроке биологии в 5 классе рассматривала тему «Водоросли», с использованием технологии «создание лэпбука».
Инновационную технологию « перевернутый класс» представила на уроке математики в 6 классе учитель высшей квалификационной категории С.И. Котова. На нем ученики решали задачи, готовились к Всероссийским проверочным работам.
Учитель высшей квалификационной категории по обществознанию О.Н. Стулова предложила на своем уроке учащимся 8 класса принять участие в квиз-игре «Финансовая азбука».
Сочинение – рассуждение на этическую тему писали учащиеся 9 класса. Это задание 15.3 в КИМах ОГЭ. Ребята справились с ним на уроке учителя высшей квалификационной категории Е.С. Абросимовой, применившая элементы технологии «создание лэпбука».
В совершенстве владеет элементами технологии «коучинг» учитель высшей квалификационной категории Ю.В. Усольцева. На ее занятии учащиеся 10 класса решали типовые задания ЕГЭ по математике. Эту же технологию применила при проведении коуч — сессии « Я сдам ЕГЭ» в 11 классе учитель высшей квалификационной категории В.Н. Емелюшина.
« Интересно, грамотно был построен ее урок, восхищение вызывает взаимодействие учителя с учениками», - говорила заместитель директора Ляховской средней школы Н.А. Баранова, посетившая занятие В.Н. Емелюшиной.
Более того, при подведении итогов семинара все педагоги, проводившие в этот день открытые уроки, получили высокую оценку у гостей - квалифицированных специалистов районного образования. Гости не скрывали, что и теоретическая, и практическая части семинара были познавательные, где есть что взять на заметку и предложить своим педагогам включить в свою работу. Поблагодарили они и заместителя директора Е.Г. Нефедову за то, что та организовала для них методический квест по развитию профессиональной компетентности педагога. «Этот опыт нужно использовать в работе и с нашими педагогами, - уверяли, - для того, чтобы и у них, как и коллег из средней школы №2, постоянно возникало желание учиться, совершенствовать педагогическое мастерство, чтобы на уроках постоянно присутствовала та творческая изюминка, которая бы побуждала детей к овладению знаний».