Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Опубликовано: 10.03.2023 г.

03 марта 2023 года на базе МБОУ «СОШ №2» г. Меленки прошёл семинар заместителей директоров по воспитательной работе Меленковского района по теме «Внеурочная деятельность и дополнительное образование – эффективный механизм формирования функциональной грамотности обучающихся». В работе семинара также приняли участие начальник МКУ «Центр организационно-правового и методического обеспечения системы образования» А.В.Солонина, главный специалист МКУ «Центр организационно-правового и методического обеспечения системы образования» Н.С. Голубева.

Открыла семинар директор школы Маркова Елена Анатольевна. Заместитель директора по воспитательной работе Миронова Юлия Борисовна в своём выступлении «Внеурочная деятельность и дополнительное образование – эффективный механизм формирования функциональной грамотности обучающихся» рассказала об актуальности формирования функциональной грамотности у обучающихся, познакомила с особенностями работы школы по данному направлению и анонсировала программу семинара.

Участникам семинара было предложено 9 практических занятий.

На занятии внеурочной деятельности «В гостях у книги» в 1 классе учитель начальных классов Мальцева Н.В.  провела праздник «Прощай, Азбука!». Ребята отмечали первую победу – завершение изучения первого учебника в начальной школе. Первоклассники рассказывали стихи, отгадывали загадки, принимали участие в конкурсах, пели песни. Они справились со сложными заданиями от «Азбуки» и «Бабы Яги», которые пришла к ним на праздник. Словом, показали все, чему научились за полгода учебы. В конце занятия учитель вручила детям дипломы о завершении изучения их первой учебной книги «Азбука».

Занятие кружка дополнительного образования «Экономика. Первые шаги» во 2 классе провела учитель начальных классов Базжина А.Б. Ребята познакомились с новой темой «Семейный бюджет». На занятии изучили понятия: бюджет, доход, расход; освоили основы планирования семейного бюджета и его возможных составляющих. Второклассники узнали, как разумно распределять доходы семьи, поняли, где можно сэкономить, если это необходимо. Учащиеся показали умение организовывать свою деятельность, умение работать в группах.

В 4 классе учитель начальных классов Абрамова И.Ю. провела занятие внеурочной деятельности «Калейдоскоп проектно-исследовательской деятельности» на тему «8 марта – международный женский день (подарок маме)». На занятии дети узнали много интересных фактов об истории праздника. Работая в группах, дети изготовили открытки в технике оригами, оформили плакат к празднику, нашли много пословиц о маме и придумали поздравление с 8 марта.

В 8 классе учитель математики Митина Е.С. провела занятие внеурочной деятельности «Практикум решения задач по математике» на тему «Путь к ОГЭ». На нем восьмиклассники учились использовать математический язык для краткой и лаконичной записи рассуждений, умению применять теоретические знания по математике в различных жизненных ситуациях. Главный акцент сделан на закрепление навыков учащихся при выполнении заданий, на развитие воображения, творческий активности, а также памяти, внимания, математической интуиции, логического мышления.

На занятии внеурочной деятельности «Профессиональное самоопределение» социальным педагогом Медведевой С.Н. была организована и проведена квест-игра «Профессия будущего – миссия выполнима». Сценарий квеста перенес обучающихся в ближайшее будущее, 2030 год, где им предстояло выполнить важную миссию: выяснить, какие профессии наиболее актуальны и востребованы в будущем. Участники выполняли разнообразные и занимательные задания, собирали информацию о профессиях, которые будут востребованы в ближайшее время, какие профессиональные навыки и умения будут актуальны в разных профессиональных сферах, а также где можно получить базовое образование для изученных профессий.

На занятии внеурочной деятельности «Знатоки отечественной истории»» учитель истории и обществознания Стулова О.Н. провела интеллектуальную игру в 10-11 классах «Личности в истории государства Российского». Обучающиеся разделились на 2 команды «Мыслители» 10 класс и «Империя» 11 класс. Ученикам было предложено пять раундов, во время которых они должны были узнать личность по описанию, по высказыванию, определить личность, причастную к какому-либо историческому событию. Команды работали активно и с большим интересом.

Также вниманию гостей была предложена презентация работы центра образования естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста». Здесь ведутся курсы дополнительного образования – «Методы решения физических задач» в 9 классе, «Физика в задачах» в 10 классе, «Химия в задачах» в 11 классе, «Практическая биология» в 9 классе, «Робототехника» в 5-9 классах.

 На фрагменте занятия по Робототехнике, который подготовила директор школы Е.А. Маркова, обучающиеся рассказали гостям об истории робототехники, об основных частях робототехнического набора, о моделях роботов. Дети представили модели роботов и познакомили с индивидуальным проектом и разработкой новой модели робота.

Фрагмент занятия кружка дополнительного образования «Физика в задачах» подготовила учитель физики Бурцева Н.В. Цифровые лаборатории по физике, используемые на занятиях кружка, позволяют более глубоко проникать в физические явления, тщательнее готовиться к ОГЭ и ЕГЭ. Обучающиеся 10 класса продемонстрировали опыт по определению количества теплоты, выделенной горячей водой и поглощенной холодной. С помощью специальных датчиков ученики определили температуру холодной и горячей воды. Затем смешали их и снова определили температуру смеси. На основании полученных данных рассчитали количество теплоты.

Фрагменты занятий кружков дополнительного образования «Решение нестандартных задач по химии» и «Практическая биология» подготовила учитель химии и биологии Романова Т.С. Под ее руководством обучающиеся 9 класса представили научную зарисовку «На приеме у стоматолога» и показали свои умения работать с электронным микроскопом. В своем выступлении обучающиеся соединили знания по биологии и химии, показали практическую значимость этих знаний. Дети наглядно представили, что одной из причин появления кариеса является неправильное питание – неумеренное потребление продуктов и напитков, богатых углеводами и имеющих кислую реакцию среды. С помощью цифровой лаборатории «Зарница» девятиклассники определили рН сладких газированных напитков: «Фрустайл, Кола Добрый. Байкал, Дюшес» Дети сделали вывод о том, что постоянное употребление сладостей может привести к возникновению кариеса. Чтобы этого избежать, необходима мера в их употреблении и полоскание ротовой полости водой после их употребления.

 Обучающиеся 10 класса показали, как можно работать с электронным микроскопом, они рассмотрели постоянные микропрепараты и приготовили временные. А также подробно рассказали, как приготовить временный микропрепарат, взяв для исследования плесневый гриб, который можно вырастить на различных субстратах. Все ребята показали свои умения работать с оборудованием Точки роста, свою креативность и творчество, практическую значимость полученных знаний.

Завершил семинар мастер-класс «Декорирование пряника», который провела заместитель директора по воспитательной работе Миронова Ю.Б. Участники мастер-класса узнали об истории возникновения пряника, о происхождении его современного названия. А также создали свой уникальный пряник к празднику 8 марта.

При подведении итогов дана высокая оценка проведённому семинару. Участники семинара отметили, что формирование функциональной грамотности – одна из важных задач современного образования. Функциональная грамотность помогает людям использовать запас имеющейся информации, применять ее на практике и решать сложные жизненные задачи.