6 мая управлением образования администрации Меленковского района на базе Центра внешкольной работы проводился «круглый стол» по теме: «Наставничество как форма воспитательной работы с детьми группы социального риска», в котором приняли участие педагоги всех школ Меленковского района.
Во вступительном слове ведущий специалист управления образования О. В. Евграшкина пояснила, что «сегодняшняя встреча — это очередной этап планомерного развития наставничества, задачей которого является определение приоритетных направлений и перспектив». Очевидно, что наставничество — это один из целесообразных видов воспитательной работы с несовершеннолетними по снижению уровня детской преступности, социализации трудных подростков и реальной помощи им и их семьям.
Далее она привела статистические данные: в общеобразовательных учреждениях района на общественных началах работают 106 наставников, закрепленных за всеми учащимися, состоящими на профилактических учетах. В предыдущие годы, кстати, их было меньше: в 2012 г. - 90 наставников, в 2013 — 101. При этом 83% наставников — это педагогические работники, представителей сельских администраций — 5 человек, работников правоохранительных органов — 4, предпринимателей — 3, членов родительского комитета — 2 человека, 1 священнослужитель и 1 депутат.
Своими представлениями о наставничестве, опытом работы наставников делились участники круглого стола.
Заместитель директора по воспитательной работе в Ляховской школе М. В. Лазарева, говоря о наставничестве, как форме воспитательной работы с детьми группы социального риска, обозначила тех, кто должен быть под особым вниманием: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения; находящиеся в обстоятельствах, не отвечающих общепринятым нормам или вообще в опасном для жизни положении; совершающие правонарушения, вернувшиеся из мест лишения свободы. Задавшись вопросом - кто может стать наставником, она уточнила: представители трудовых коллективов, главы территорий, педагоги — все те, кто способен работать на принципах добровольности, гуманности, искреннего желания видеть в ребенке личность. Взаимоотношения ребенка, его законного представителя и наставника должны строиться на взаимном интересе, согласии и доверии.
Основными видами деятельности является организация досуговой и трудовой деятельности подростков. То есть, вовлечение их в кружки и приобщение к труду. Ведь, как правило, у таких ребят велики желания и способности что-то созидать, делать своими руками. Кроме того, это и оказание психологической помощи и ребенку, и его семье, восстановление социального статуса семьи. При этом М. В. Лазарева подчеркнула, что наставничество эффективно тогда, когда и наставник, и его подопечный увлечены одним делом, проводят много времени, объединены общими задачами.
В образовательных учреждениях наставничество является одним из основных видов воспитательной деятельности, когда педагоги, зачастую выступая в роли наставников, занимаются коррекцией асоциального поведения учащихся, организуют просветительскую работу с семьями, выявляют среди них неблагополучные.
И, как результат, наблюдается положительная динамика посещаемости и успеваемости школьников, отсутствие с их стороны правонарушений.
Большой опыт наставничества накоплен в Дм. Горской школе, о котором в своем выступлении рассказала социальный педагог О. Н. Сергеева. Как известно, воспитательная система школы называется «Все вместе» и состоит она из шести подпрограмм, одна из которых, «Сделай свой выбор», предназначена для работы с проблемными детьми и семьями, а также сотрудничеству с социальными партнерами, выступающими к тому же наставниками учеников из категории «трудных».
Как пояснила Ольга Николаевна, в разные годы наставниками были и председатели СПК, и депутаты, и члены совета ветеранов, и представители других структур.
Кандидатура наставника утверждается на Совете профилактики, а по окончании года он отчитывается о проделанной работе. Безусловно, наставники работают в контакте с классными руководителями и по заранее подготовленному плану, в который включены и совместная деятельность, и помощь в трудоустройстве и решении семейных проблем, и контроль за успеваемостью подопечного.
По мнению заместителя директора по воспитательной работе СОШ №1 О. О. Срословой, наставник является связующим звеном между подопечным и его классным руководителем. В одиночку справиться с перевоспитанием подростка наставник, конечно, не сможет. Подключаться к работе должны все — от библиотекаря до руководителя. Да и без межведомственного взаимодействия далеко не продвинуться — необходимо интегрироваться с учреждениями дополнительного образования, правоохранительными органами, спортивными организациями.
От Левинской сельской школы выступала педагог-наставник С. П. Стреблянская, которая, основываясь на своем личном опыте, пришла к выводу, что причина трудновоспитуемости кроется в нехватке любви, тепла и заботы к ребенку со стороны взрослого. Когда наставник принимает активное участие в судьбе ребенка, это всегда находит отклик в душе подопечного. Являясь наставником учащегося 6-го класса, она отметила, что работа эта и длительна, и трудоемка. Мальчик плохо учился, был агрессивен, лжив. Она определила для себя, каким хочет видеть его — активным, честным, дисциплинированным. Начала проводить с ним индивидуальную работу по преодолению его лени, повышения требовательности к себе. Оказывала помощь через создание благоприятных условий его проживания, заботилась об укреплении его социального статуса в классе. При этом работала с его семьей — учила их опираться на лучшие качества сына. Бытует ведь мнение, что во всех проблемах детей виновата школа, и это становится первой серьезной проблемой родителей — их безответственность. Поначалу родители все воспринимали в штыки, но со временем удалось найти точки соприкосновения, и сейчас установилась тесная связь.
Есть и другая проблема — свободного времени, которое так называемые трудные подростки не умеют рационально использовать, у них нет навыков борьбы с «пустотой», не сформированы интересы. Поэтому так важно вовлечь их в кружки и общественно-полезную деятельность, загружать их дома. В любом случае кропотливая наставническая работа бывает награждена — только надо в каждом ребенке находить хорошее. А задача наставника — вовремя протянуть руку.
О том, как негативное поведение родных, особенно пьющей мамы, способно сводить на «нет» воспитательные усилия наставников, рассказала социальный педагог школы №5 Г. В. Курсенко. Ведь дети склонны копировать поведение взрослых, и живой пример мамы зачастую оказывается сильнее всех доводов и убеждений педагогов. Отсюда вывод — для того, чтобы неглупый и неплохой мальчик шел правильным путем, необходимо формирование его благополучного окружения.
О практике работы с неблагополучными семьями говорила за круглым столом педагог-психолог школы №2 Е. В. Вялова. Семьи могут быть конфликтными, кризисными, проблемными, асоциальными. И не всегда неблагополучие семьи лежит на поверхности — не каждый будет рассказывать о своих проблемах, а другие бывают просто педагогически безграмотными родителями. В школе семьи изучаются, диагностируются, устанавливается ведущая причина неблагополучия и выбирается оптимальная форма работы с такой семьей. Например, проводятся индивидуальные беседы, консультации специалистов, психологические тренинги и игры, а также различные мероприятия, имеющие целью сплотить всех членов семьи совместной деятельностью. Так, в школе проводятся Дни семьи, Дни здоровья. Доброй традицией стали кулинарные поединки. Все это тем более важно, что понятия «неблагополучная семья» и подросток «группы риска» неразделимы.
Также она рассказала о таком замечательном наставнике, как заслуженный учитель В. Н. Емелюшина, кредо которой — работать с «трудными», как со всеми остальными, понимая при этом, что «одни учатся жить в этом мире, а другие — сострадать».
Социальный педагог Тургеневской школы Т. Ф. Суслова говорила о необходимости визитов в неблагополучные семьи, что их дисциплинирует, позволяет наставникам выявить истинные причины неблагополучия в семье и с этим работать. Ведь влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы. В семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения. Семейное же неблагополучие деформирует личностное развитие ребенка.
По мнению педагога-наставника Илькинской школы А. А. Галушко, решающим фактором на формирование негативного поведения детей зачастую становятся те ужасающие условия, в которых они пребывают. Трудности и взрослых-то ломают, а что говорить о детях — они озлобляются на весь мир, находясь будто в «темном царстве». Поэтому в таких случаях главной задачей становится поддержка семей, создание благоприятных условий для формирования личности ребенка. Важно вовремя сподвигнуть нуждающихся к стремлению приобретения положительного социального статуса.
Опыт работы наставника через систему дополнительного образования был представлен социальным педагогом СОШ №4 Н. А. Долговой, которая сообщила, что в школе большой процент детей и семей, состоящих на профилактических учетах, то есть ситуация сложная. 12 педагогов школы являются наставниками, использующими в своей работе различные формы кружковой работы, которой, надо заметить, охвачены все учащиеся школы. Так, ребята посещают спортивные секции, школу мастеров, школу выживания, кружки правового и эстетического направлений. Также работают различные лектории, выпускаются устные журналы, выступают агитбригады. Важно, считает Н. А. Долгова, говорить с детьми на различные темы, учить разбираться, что хорошо и что плохо, о вреде и пользе. Что-то, но останется в голове ребенка, поможет ориентироваться в окружающем мире.
О примере положительного участия взрослого в судьбе подшефного говорилось в выступлении заместителя директора по воспитательной работе Бутылицкой школы Л. А. Акишиной. Она отметила, что если в прошлом году 80% наставников были педагогами, то сейчас все — социальные партнеры школы. Они не только беседуют с детьми, вовлекают их в спортивные секции и привлекают к работе, но встречаются с их родителями, оказывают моральную и материальную поддержку.
О работе наставника-священнослужителя и о полученных положительных результатах работы в области духовно-нравственного воспитания школьников рассказала заместитель директора по воспитательной работе Архангельской школы Г. А. Герасимова. Она пояснила, что отец Олег Чернявский является и членом родительского комитета, часто бывает в школе, приглашает и детей, и педагогов в храм.
Подводя итоги круглого стола, О. В. Евграшкина отметила, что благодаря наставничеству удалось добиться того, что более 30 процентов учащихся были сняты с внутришкольного учета, каждый второй подросток встал на путь исправления — и это очень неплохой результат.
Тем не менее, работу необходимо продолжать и даже усилить ее по нескольким направлениям: в оказании консультативной помощи наставникам, активизацию правового воспитания детей начальных классов, в организации межведомственного взаимодействия в решении возникающих проблем в работе наставников.
В целом разговор за круглым столом получился конструктивным и плодотворным, и каждый взял себе на вооружение новую полезную информацию.