В соответствии с частью 3.1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), при наличии одного из предусмотренных пунктами 1-3 части 1 указанной статьи поводов к возбуждению дела, а это: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 КоАП РФ) может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом и оформления его результатов.
При осуществлении полномочий в сфере государственного земельного контроля (надзора) взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении таких контрольных (надзорных) мероприятий, как плановая или внеплановая, выездная или документарная проверка.
«Возбуждение дела об административном правонарушении возможно только при проведении плановой или внеплановой, документарной или выездной проверки соблюдения требований земельного законодательства», - отмечает заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Владимирского филиала РАНХиГС, кандидат юридических наук Андрей Баринов.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (Постановление № 336) в 2024 году плановые контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении большинства видов государственного контроля (надзора), включая государственный земельный контроль (надзор), не проводятся.
Внеплановые проверки со взаимодействием с контролируемыми лицами в рамках осуществления государственного земельного надзора, порядок организации и осуществления которого регулируется Федеральным законом № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (Закон № 248-ФЗ) в 2024 году возможны только в исключительных случаях и по исключительным основаниям, к которым признаки нарушения требований земельного законодательства и наличие угрозы причинения вреда имущественным правам частных лиц не относятся.
Таким образом, основания проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий значительно ограничены.
Между тем, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
То есть, при поступлении из правоохранительных органов, а также из других государственных органов в орган государственного земельного контроля (надзора) материалов, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, государственные инспектора по использованию и охране земель в соответствии со своей компетенцией принимают меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
Таким образом, в 2024 году привлечение к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области земельного законодательства осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных вышеуказанными нормативно-правовыми актами.