1. Перечень требований, соблюдение (исполнение) которых является предметом проводимых проверок соблюдения земельного законодательства.
В части государственного земельного надзора Росреестр и, в частности, Управление Росреестра по Владимирской области как территориальный орган Росреестра, осуществляет контроль за соблюдением:
а) требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок;
б) требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность;
в) требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
г) требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях;
д) требований земельного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
е) требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
ж) требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
2. Порядок исполнения постановления о назначении административного наказания в виде штрафа за нарушение требований земельного законодательства.
По общему правилу, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Копию документа, свидетельствующего об оплате административного штрафа, необходимо направить должностному лицу, вынесшему постановление.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, постановление в течение десяти суток направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
В отношении лица, не уплатившего административный штраф, должностным лицом составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Если номер счета и наименование банка получателя указан не верно, платеж может не поступить в бюджет и обязанность по уплате штрафа может быть не исполнена. Это может привести к увеличению административного штрафа в два раза либо назначению ареста до 15 суток или 50 часам обязательных работ (ч. 1 ст. 20.25, ч. 5, 8 ст. 32.2 КоАП РФ).
3. Особенности осуществления государственного земельного контроля (надзора) в 2022 году.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", с 10 марта 2022 года введен мораторий на проведение плановых проверок и ограничения на внеплановые проверки.
Так, до конца 2022 года отменены плановые контрольные (надзорные) мероприятия в рамках осуществления федерального земельного контроля (надзора).
Внеплановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц могут проводиться при условии согласования с органами прокуратуры только в случае угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Также внеплановые мероприятия могут проводиться без согласования с органами прокуратуры по поручению Президента и Председателя Правительства РФ, Заместителя Председателя Правительства, согласованному с руководителем Аппарата Правительства РФ, а также по требованию прокурора.
Исполнение ранее выданных предписаний об устранении нарушений требований законодательства, срок исполнения которых наступил после 10 марта 2022 года, автоматически продлевается на 90 дней со дня истечения срока исполнения.
Внеплановые контрольно-надзорные мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами в виде выездного обследования и наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинговые мероприятия), а также профилактические мероприятия в 2022 году осуществляется без ограничений. В случае выявления признаков нарушений в ходе таких мероприятий инспекторы будут принимать меры по предупреждению и профилактике нарушений, так как в силу требований пунктов 7, 9 указанного Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 в случае выявления по результатам проведения контрольно-надзорного мероприятия без взаимодействия признаков нарушения требований земельного законодательства уполномоченными должностными лицами невозможна выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений и возбуждение дела об административном правонарушении.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в случае наличия у контрольного (надзорного) в расстраиваемом случае возможно объявление контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований с предложением принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Кроме того, в 2022 году не введены ограничения на проведение контрольных (надзорных) мероприятий в отношении органов государственной власти и органов местного самоуправления при исполнении ими властных полномочий. Росреестр в установленном порядке продолжит осуществлять надзор за соблюдением органами государственной власти и органами местного самоуправления полномочий по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.