Государственный земельный надзор: основные цели и задачи, порядок проведения проверок.
В силу положений ч. 1 ст. 71 Земельного кодекса РФ, под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
Одним из органов, уполномоченных на осуществление государственного земельного надзора, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Также как и иные надзорные структуры, Управление Росреестра по Владимирской области проводит плановые и внеплановые проверки. План проверок и график их проведения формируются заблаговременно: в конце каждого года – на следующий год. План проверок носит открытый характер и размещается для свободного доступа (ознакомления) в сети интернет на официальном сайте Управления Росреестра по Владимирской области. Внеплановые проверки проводятся по жалобам и обращениям органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также юридических лиц, их руководителей и иных должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, при наличии признаков нарушения земельного законодательства. Кроме того, с весны этого года появились новые полномочия – право проводить административные обследования объектов земельных отношений. Например, при выезде на место специалисты Росреестра могут провести визуальный осмотр объектов сразу на двух-трех улицах. После обследования государственные инспекторы по использованию и охране земель будут инициировать проведение внеплановых проверок только по тем участкам, где обнаружены признаки нарушения требований земельного законодательства.
Действующим законодательством Российской Федерации, предусмотрен следующий порядок проведения проверок:
1. Собственник, владелец, пользователь или арендатор земли получает по почте заказное письмо с уведомлением о дате и времени проведения проверки, и копией распоряжения о проведении плановой (внеплановой) проверки.
2. В назначенную дату, специалисты Росреестра - государственные инспекторы по использованию и охране земель, выезжают на место проведения проверки. Присутствие собственника, владельца, пользователя или арендатора земельного участка обязательно. В ходе проведения проверки проводятся: осмотр, замеры участка, сверка документов, фотосъемка... По результатам проведения проверки составляется акт.
3. В случае выявления, по результатам проверки, нарушения земельного законодательства, государственными инспекторами по использованию и охране земель, выносится предупреждение о допущенном правонарушении или составляется протокол об административном правонарушении.
4. Кроме того, при выявлении нарушений, государственными инспекторами по использованию и охране земель, выдаются обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий.
Таким образом, посредством проведения проверок Росреестром обеспечивается достижение основных целей и задач по осуществлению государственного земельного надзора: предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства Российской Федерации.
Меленковский отдел
Управления Росреестра по Владимирской области