Опубликовано: 27.01.2016 г.

В настоящее время состояние платежной дисциплины в сфере жилищно-коммунального хозяйства Правительством Российской Федерации взято под особый контроль, в связи с чем органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано усилить работу с должниками, а также обратить внимание на возможное наступление негативных последствий в случае нарушения порядка своевременного оплаты за энергоресурсы, в первую очередь за пользование природным газом и электроэнергией.

С 1 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 03.11.2015 №307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» (далее - Закон), действие которого направлено на:

Действия Закона распространяется на все категории потребителей, т.е. и на юридических и на физических лиц, и касается:

- повышения размера ответственности за нарушение ранее введенного в установленном законом порядке режима полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии, правил ограничения подачи и отбора газа,порядка введения режима ограничения илиполногопрекращения холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и сточных вод.

Законом предусмотрены следующие ключевые изменения:

1. Ответственность за просроченные платежи

Изменение пени за просрочку платежей

Население, ТСЖ, ЖСК-

с 1-го по 30-й день: пени не начисляются

31-й - 90-й день: размер пери составляет 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки

с 91-то дня: размер пери составляет 1/130 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки

Управляющие компании, тепло- и водоснабжающие предприятия

с 1 го по 60-й лень: 1/300 ставки рефинансирования ЦБ

с 61-го о 90-й день: 1/170 ставки рефинансирования ЦБ

с 91-го дня: 1/130 ставки рефинансирования ЦБ

Прочие потребители

с 1-го дня: 1/130 ставки рефинансирования ЦБ

2. Банковская гарантия в случае нарушения порядка оплаты ресурсов

Законзакрепляет обязанность Правительства Российской Федерации по установлениюкритериев,при соответствии которым у потребителей ресурсов возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств (в том числе в виде банковской гарантии) по оплате энергоресурсов (услуг по их передаче) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате ресурсов.

Закон предусматривает, что обязанность по предоставлению банковской гарантии не возникает у потребителей, не имеющих неисполненных обязательств по оплате потребленных ресурсов.

Механизм предоставления обеспечения исполнения обязательств по опла те потребленных ресурсов не распространяется на органы государственной власти, органы местного самоуправления, казенные, автономные и бюджетные учреждения, собственников и пользователей (законных владельцев) жилых домов и помещений в многоквартирных домах, действующих в соответствии с жилищным законодательством управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительныхииных специализированных потребительских кооперативов.

Закон предусматривает «независимую банковскую гарантию» как механизм обеспечения исполнения обязательств по оплате стоимости потребленных энергоресурсов.

«Безотзывная банковская гарантия» подлежит предоставлению со стороны потребителя в случае:

В случае если потребитель в течение указанного в уведомлении срока устранил допущенное нарушение обязательств по оплате энергоресурса, предоставление обеспечения исполнения обязательств не требуется.

Нарушение указанного выше порядка предоставления обеспечения обязательств влечет административную ответственность.

В указанных целях Кодекс Российской Федерации об административ­ных правонарушениях дополнен статьей 14.61, закрепляющей ответственность за нарушение установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате знергоресурсов для следующих лиц:

«Независимая банковская гарантия»:

Срок действия банковской гарантии устанавливается Правительством Российской Федерации.

Закон закрепляет обязанность руководителей субъектов РФ по ежегодному утверждению перечней «неотключаемых» потребителей электрической энергии (ежегодно до 1 июля).

Порядок разработки перечня, и том числе в части критериев соответствия организаций для целей их отнесения к указанному перечню, подлежитутверждениюсо стороны Правительства Российской Федерации.

Аналогичным образом Закон предусматривает необходимость предоставления гарантий со стропы арендаторов при передаче им в аренду объектов тепло- и водоснабжения.

В частности, Федеральный закон от 03.11.2015 №307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» предусматривает, что заключение договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, допускается только после предоставления победителем конкурса организатору конкурса в установленный для заключения договора аренды срок документов, подтверждающих:

В качестве документов, подтверждающих выполнение указанных выше требований, победитель конкурса предоставляет надлежащим образом заверенные копии заключенных договоров поставки электрической энергии, договоров поставки газа, а также надлежащим образом заверенные копии предоставленных гарантирующему поставщику электрической энергии и поставщику газа банковских гарантий и документов, подтверждающих передачу указанных гарантий гарантирующему поставщику электрической энергии, поставщику таза.

В случае непредоставления победителем конкурса организатору конкурса указанных документов, подтверждающих выполнение указанных требований, такой победитель признается уклонившимся от заключения договора аренды по результатам конкурса,

Аналогично действие Закона распространяется на отношения, связанные с заключением договоров аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведе- ния, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, извещения о проведении конкурсов на право заключения которых опубликованы после дня вступления в силу Закона.

Указанные выше договоры аренды систем и объектов, заключенные до дня вступления в силу Закона, сохраняют силу до истечения срока действия данных договоров аренды.

3. Административная ответственность за нарушение порядка доступа к сетям электро-, тепло-,газо- и водоснабжения (водоотведения)

Ключевые изменения в части административной ответственности касаются увеличения размера штрафа для случаев самовольного подключения к сетям электро-, теплоснабжения, а также к газо- и нефтепроводам.

Так, размер штрафа для физических лиц вырастет с 3-4 до 10-15 тысяч рублей,

для должностных лиц - с 6-8 до 30 - 80 тысяч рублей,

для юридических лиц - с 60-80 до 100 - 200 тысяч рублей.

Вчасти нарушения порядка полного или частичного ограничения режима потребления электроэнергии, правил пользования газом, порядка ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды или сточных вод штрафы также возрасту т.

Так, штрафы в отношении юридических лиц составят от 100 до 200 тысяч рублей, должностных лиц - от 10 до 100 тысяч рублей. Для должностных лиц также предусмотрена дисквалификация на срок от двух до трех лет.

В случае нарушения установленного порядка обеспечения исполнения обязательств по оплате электроэнергии, газа, тепловой энергии или теплоносителя одновременно с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате, штрафы для юридических лиц варьируются в пределах от 100 до 300 тысяч рублей.

Ответственность должностных лицпредусматривает штраф в размере от 40 до 100 тысяч или дисквалификацию на срок от двух до трех лет

Законом увеличивается срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о теплоснабжении, водоснабжении, водоотведении, газоснабжении до одного года.